Новый выпуск

 

Миражи звука.

…многое в жизни из того, что нам кажется мистическим, можно объяснить более прозаическими явлениями. К разряду этих явлений можно отнести миражи звука… По материалам http://blogs.mail.ru/community/acoustics/45BD4A369982DAAA.html

Всем нам известно о миражах, образованных светом, но почти ничего не рассказывается о миражах, образованных звуком. А это очень интересные явления.

Частота звука, которую слышит человек, от 20 Герц до 16000 Герц. У кого-то этот порог может быть чуть выше – у кого-то чуть ниже. Звук ниже 20 Герц называется инфразвуком. Звук выше 16000 Герц называется ультразвуком. Например, известно, что звук, проходя через воздух, имеет определённую скорость. Скорость звука меняется от температуры воздуха.

Звук, проходя через более тёплый воздух, меняет свою скорость, а, следовательно, и длину волны на более длинную, проходя через холодный воздух – более короткую. Возвращаясь в воздух с прежней температурой, скорость и длина волны становятся прежними. А если воздух проходит через теплую или холодную естественную или искусственную воздушную линзу или призму, то его длина волны становится не такой, какой она была до вхождения в неё.

Приведу один из примеров.

Собирая в лесу грибы, человек заблудился. Начинает кричать: «Ау». А рядом находится небольшое болотце, почти лужа, метров десять – пятнадцать в диаметре. Над этим болотцем образуется холодный воздух в виде линзы. Вот в этой линзе преломление света образуется небольшое, а преломление звука (тоже волны) будет большим. Человек слышит своё эхо, но это эхо на полтона ниже, чем его обычное эхо, и он думает, что это кто-то ему отвечает, так и бегает вокруг этой лужицы. А если крикнет, что-нибудь кроме «Ау», то ему начинает казаться, что его передразнивают. Вот вам и «Леший водит».

Более интересные вещи можно наблюдать с тёплыми воздушными линзами. Если в каком-то здании есть сводчатый потолок. Обычно это бывает в церквях. В высоком здании со сводчатым потолком, при неравномерном отоплении, под потолком собирается теплая линза. Если в таком здании басом произнести что-нибудь, то эхо может вернуться инфразвуком.

Воздействие инфразвука на человека можно проиллюстрировать одним примером.

В одном из театров режиссер для изображения тяжёлой поступи веков применил трубу, издающую инфразвук. Эффект превзошёл все ожидания. В зале поднялась паника. Зрителям начало казаться, что театр раскачивается и сейчас рухнет. То же испытали актёры и жители соседних домов.

Инфразвук частотой 5 – 7 Герц убивает. Человек, попавший под его воздействие, умирает от остановки сердца. Инфразвук в описанном выше здании очень высокой частоты и поэтому его воздействие почти неуловимо для человека, но это воздействие есть. Одни ощущают благодать, другие дискомфорт, третьи бьются в эпилептическом припадке. Но для создания такого эффекта нужен низкий голос, и чем ниже, тем лучше.

А если в таком здании поставить орган?

Примерно то же действие можно было наблюдать в старых кремлёвских палатах. Сводчатые потолки давали этот эффект. Царям оставалось только поставить посла в фокус воздушной тепловой линзы. Голос царицы не имел такого эффекта из-за своей высоты. Чтобы произвести впечатление, царице надо было, чтобы её указы читал дьяк с хорошо поставленным басом. Пётр I, перенеся столицу в С – Петербург, утратил этот эффект и уже разговаривал с послами на равных.

В современных зданиях, с их более-менее равномерным отоплением, таких эффектов не наблюдается.

В тёплом климате для получения такого эффекта нужно под куполом здания построить окна. Более высокий прохладный воздух, вливаясь в них, создаст ту разницу температур, которая необходима для создания данного эффекта. При этом высота здания должна быть не менее 7,5 – 8 метров для достижения резонанса и вторичного излучения стен помещения. Лучше если эта высота будет 15 – 16 метров.

Эффекта повышения звука до ультразвука, или понижения звука до инфразвука, пытались интуитивно добиться с глубокой древности. В древних жарких странах в высоких храмах строились колодцы и фонтаны, или находились расселины в горах с более холодным воздухом. Жрицами были в основном женщины. Их высокий голос, проходя через холодную линзу, превращался в ультразвук. Ультразвук воздействует сразу на наш мозг, и человеку кажется, что он слышит голоса с того света.

В более холодных странах строились сооружения типа Стоунхенджа. Вокруг них разводились костры. Голос, проходя через костры (тёплую линзу) превращался в инфразвук, а плиты выступали резонаторами, поэтому всё имело значение: расстояние между плитами и материал, из которого они были изготовлены. Человек, (друид) стоявший в середине сооружения, получал воздействие инфразвука и впадал в то состояние, которого йоги добиваются годами.

У христиан иконы висели в самом холодном углу избы. Свечи и лампады, возжигаемые возле них, образовывали в углу тёплую призму. Голос главы семьи, проходя через эту призму, превращался в инфразвук и воздействовал на всю семью. При этом наилучшее воздействие было тогда, когда семья стояла на коленях.

Печь в избе, обычно, ставилась возле двери. Холодный воздух, входивший в избу через дверь, смешивался с тёплым воздухом печи и искажал звуки без всякой системы. И это не обязательно был инфразвук, или ультразвук, просто он был не такой, как обычное эхо. Поэтому вся «нечисть» в доме жила за печкой.

Теперь рассмотрим звуки в обыкновенной квартире. Если записать на магнитофонную ленту щелчок пальцами, а потом прокрутить эту ленту в обратном направлении, то вначале будет слышно эхо от щелчка, а затем сам щелчок. Но почему мы не слышим эхо при самом щелчке? Потому, что эхо, вернувшееся к нам раньше, чем через 0,7 секунды, наш мозг отсеивает. Предметы в обыкновенной квартире по-разному поглощают и отражают звуки. Поэтому, человек не глядя, может определить диван или шкаф стоит сзади.

А если поставить предмет, вообще поглощающий звук? Тогда человеку, стоящему так, чтобы этот предмет не попадал в поле его зрения, будет казаться, что там дыра. Там не отражается звук, а раз нет эха – нет преграды. И человек говорит, что чувствует там дыру, когда на самом деле видит, что её нет.

Если водитель в яркий солнечный день едет вдоль скалы, освещённой солнцем. Он слышит эхо своего мотора, может быть даже, не отдавая себе в этом отчёта. Но вдруг в скале встречается расселина, более холодная, чем сама стена. Эхо возвращается не тем звуком, и водителю начинает казаться, что где-то рядом должен быть другой автомобиль.

Водитель начинает подсознательно искать его. Отсутствие другого автомобиля приводит водителя к растерянности. Это и создаёт аварийную ситуацию именно в солнечный день и при полной видимости.

Можно приводить ещё великое множество примеров миражей звука. Иногда, за кажущимся мистическим явлением, стоят всего лишь эти самые миражи.

P. S. По материалам http://blogs.mail.ru/community/acoustics/45BD4A369982DAAA.html

В. Козлов

 

 

: О проекте : | : Новая статья : | : Архив : | : Ссылки :

Дизайн Евгения Санникова
E-Mail: jeen@gmx.net
 

Киев-Таруса-Москва

© 1997–2007 © 2007

 

Чтение опубликованной здесь информации строго добровольно. Точка зрения авторов всегда совпадает только с точкой зрения авторов. Мы никого ни к чему не призываем, пора бы самим задуматься.